Холст: история, характеристика

Холст — это особый материал из ткани, предназначенный, в основном, для написания картин. Ткань, используемая в живописи для холста, производится из пряжи льна, пеньки, джута. Также бывают синтетические и комбинированные холсты.

Впервые холсты были использованы для живописи в начале 15-го века на территории нынешней Германии. Однако, роспись на стенах оставалась самым популярным методом живописи до 16-го столетия в Италии и 17-го столетия в северной Европе.

Ткани в свою очередь делятся по различным критериям: упругость, прочность, плотность, вес. Прочность и упругость ткани зависит от природы исходного материала, качества и крепости отдельных волокон. Прядение нити и равномерность крутки влияют в основном на упругость.

Вес холста измеряется в граммах на метр квадратный, а плотность — числом нитей основы и утка на сантиметр квадратный.

Фактура (зернистость) холста определяется толщиной нитей ткани. Холсты делятся на мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. Фактура негрунтованного холста одинакова с обеих сторон.

Переплетение нитей в ткани 
Полотно ткётся из пряжи двумя взаимно перпендикулярными системами — утка и основы (нити основы идут по длине ткани, нити утка — поперёк). Можно выделить три основных типа ткацких переплетений по способу группировки перекрытий нитей: полотняное, саржевое, атласное; другие более сложные переплетения образуются комбинированием основных.

Полотняное (гарнитуровое) переплетение представляет собой последовательно чередуемые основные и уточные нити. В ткачестве, хлопчатобумажное плетение называется миткалевым, а льняное — полотняным. При саржевом и атласном переплетении уточная нить проходит под несколькими нитями основы. Таким образом, на ткани образуются диагональные линии саржи (рубчик). При атласной кладке получается ткань, на которой с одной стороны преобладают нити либо основы (атлас), либо утка (сатин). В холстах для живописи используются в основном полотняное и саржевое (в настоящее время не выпускается) переплетение. Другие переплетения — трикотажное, плетёное, кружевное, тюлевое — непригодны для живописных целей.

По способу ткачества холсты могут изготавливаться следующими способами:

  • две нити по основе и одна нить по утку (театральное полотно);
  • от одной до четырех нитей в обоих направлениях.

Перед использованием, холст натягивается на подрамник и грунтуется. Грунтовка холста необходима для избегания прямого контакта между красками и холстом, что привело бы к разложению холста.

Как основа для живописи, ткань имеет как преимущества, так и недостатки. Из преимуществ можно отметить: небольшой вес, компактность (при хранении в качестве рулона). Основными недостатками являются: реагирование на изменение температуры и влажности воздуха, неустойчивость к механическим повреждениям.

Напоминаем, что наша багетная мастерская, с радостью поможет Вам оформить в багет Ваши произведения.

Сайт разработан
Smart Business Solutions